Где самое лучшее?

Где самое лучшее?
Где самое лучшее?

Божье лучше человеческого!

«Рыба ищет, где глубже, человек, где лучше» – кто не знает этой пословицы?  Мы выбираем  лучшего друга жизни, лучшую работу, лучший детсад для наших детей, лучшую машину.   Мы стремимся попасть в  церковь, где поет  лучший хор или группа прославления, где проповедует лучший пастор. Мы хотели бы получить лучшие дары Святого Духа (например, дар апостольства, пророчества, исцеления) и общаться с лучшими  друзьям.  Мы охотно полагаемся на лучшие библейские обетования и уповаем на лучшую жертву Иисуса Христа. Иногда мы даже  мечтаем о лучшем местечке на небесах. Все эти желания видятся нам  правильными, и мы добиваемся их осуществления…

Только вот  восприятие лучшего у нас весьма однобокое. Подобно детям, любящим объедаться шоколадом, но не попадать к зубному врачу, мы боремся за то, что лучшим вовсе не является.   Иногда наилучшие блага Бог скрывает под невзрачной упаковкой. А мы, едва взглянув, сразу отворачиваемся, не пытаясь даже посмотреть на содержимое. Теоретически мы верим, что все испытания от Бога и их нужно принимать в смирении, но практически принимаем лишь то, что нравится,  либо то, от чего никак не увернешься – болезнь или смерть.

Нам нужно расширить восприятие лучшего и прислушаться к библейским его определениям.

1. Лучше быть святым инвалидом, чем здоровым грешником.

Иногда Христос давал советы, от которых прошибает пот и немеет язык: раздай нищим свои сбережения, возненавидь себя, возлюби врага. Этот совет Иисуса также относится к разряду шокирующих. Тем не менее, он необыкновенно хорош.

«Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;  и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в , нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Матф.18:8,9). Соблазны – вожделение к запретному – слишком хорошо знакомое нам явление. Греховная плоть всегда жаждет праздника! Руке хочется присвоить чужое,  взять палку и нанести удар обидчику или доставить телу греховное удовольствие. Ноге хочется ступить на стези суетных развлечений ради поднятия настроения или  смены впечатлений. Однако Христос советует поступать с источником соблазна радикальнейшим образом – отсечь  напрочь! Лучше быть святым инвалидом, чем здоровым и сытым  грешником.

Иногда страсть к наживе уговаривает человека: «Грабь награбленное! Ты имеешь право  на лучшее существование! Разве не должен ты позаботиться о своих детях?» Так поступил Ахан, взявший себе заклятую Иисусом Навином добычу  (И.Навина 7 гл.). Когда его побивали камнями за преступление, он, наверное, осознал, что лучше быть бедным святым, чем богатым грешником. Он сожалел, что поддался обуявшему его желанию обогащения.

Иногда блудная страсть подстрекает человека: «Зачем тебе страдать, ты можешь заболеть от долгого воздержания или сойти с ума. Найди себе  женщину (мужчину).  Бог поймет и не осудит, ведь ты сделаешь это от нужды, а не от прихоти!». Царь Давид поддался подобному искушению, но потом ему пришлось много плакать о последствиях своего поступка! «Лучше бы я выколол себе глаза или отсек себе руки, чем за мимолетное наслаждение лишился общения с Богом, мира в доме и потерял  троих детей!»  Царь понял, что  лучше обнять острую гильотину, чем чужую жену .

Иногда страх осаждает человека: «У тебя есть право на жизнь, почему ты должен им пожертвовать?  Почему в расцвете лет должен страдать?» Апостол Петр соблазнился возможностью избежать страданий и затем горько сокрушался о своем отречении.  «О, почему я не вырвал зловредный язык, которым отрекался от Спасителя! Лучше бы я был немым праведником, чем речистым грешником!».

Понятно, что, говоря о решительной борьбе с соблазнами, Христос не призывал нас  причинять себе физические увечья. Тела наши величайшее произведение Божественного гения и не стоит их калечить. Все соблазны проистекают из сердца, а сердце из груди не вынешь и не выбросишь вон.  Греховное сердце нужно вручить Тому, Кто имеет власть его изменить его и очистить.

А вот с соблазнами нужно бороться решительно и ни в коем случае не заигрывать с ними. И если Господь допускает до нас физические ограничения, то нужно видеть в них не зло, а благо. Отменное здоровье и красота являются для многих непреодолимым источником искушений в то время как телесные недуги   сдерживают прыть греховной плоти и страхуют от многих бед.

2. Лучше пострадать за добро, нежели за зло.

Обычно мы стремимся получить  какое-нибудь вознаграждение за содеянное добро: похвалу или ответное благодеяние.  Если наше добро не ценят по заслугам, мы печалимся и нередко негодуем.  Пострадать из-за своей честности и порядочности кажется нам неправильным и несправедливым. Христос же говорит, что лучше пострадать ради добра. И Он не только говорил об этом, но и Сам пострадал за добро, и это страдание принесло нам великое благословение.

«Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом» (1Пет.3:16-18).

3. Лучше быть обиженным, чем обижать.

Не упустить своего, не остаться проигравшим или обманутым – вот что движет людьми. Этим свойством особенно отличались коринфяне. Они без зазрения совести судились с единоверцами у мирских судей, нисколько не заботясь  о подмоченной сутяжничеством  церковной репутации, нисколько не переживая, что соблазном перекрыли грешникам дорогу в церковь.

«И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы [сами] обижаете и отнимаете, и притом у братьев» (1Кор.6:7,8).

Лучше остаться обиженным и  терпеть лишения, лишь бы не нанести урон церкви! Лишь бы не откармливать зловредное «Я» и не затенить собой Христа. Лишь бы не отступить от ясных заветов нагорной проповеди. Лучше остаться обиженным, чтобы дать место Божьему воздаянию, которое творит суд всем  обиженным. Лучше получить от Господа похвалу за подражание Христовой кротости. Пробивной характер нужен не в отстаивании собственной правоты, но в изучении Писания, в служении Господу и людям, в молитвах о погибающих.

Обидчиком быть труднее и позорнее. Он не будет иметь ни чистой совести, ни чистой радости. Неизбежная встреча с Богом будет грозить ему наказанием. Обижаемый, если только он не эгоист,  таких тяжелых проблем не имеет…

4. Лучше ущемить свою свободу, чем ее отстаивать.

Свобода мнений и самовыражения стала «священной коровой»  для многих христиан. Так было и во времена апостола Павла. Были в церкви «сильные» христиане, которым никакого дела не было до собратьев, претыкавшимся об их свободу. Эти «силовики» позволяли себе есть пищу и пить вино, которые немощные считали нечистыми. И когда немощные обличали их в отступничестве, те презрительно отвечали: «Это не наша, а ваша проблема! Не мешайте нам пользоваться нашей свободой!». Из-за этих распрей возникали обиды и отчужденность, церковь не приобретала, а теряла людей. Свобода великий дар, но использовать его необходимо для созидания церкви. Именно это имел в виду святой Павел:

«Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим 14,21).

Когда я начинал служение пресвитера,  среди пастырей не было  принято носить обручальные кольца. Зная этот обычай, я, направляясь в церковь, оставлял кольцо дома. Однажды опаздывая с работы на служение, я позабыл снять кольцо и с ним взошел на кафедру. Как только служение окончилось, ко мне подошел старец и серьезно попросил, чтобы я не смущал Божий народ нововведением. Я считал, что носить знак супружества не грешно, можно даже библейски обосновать его необходимость, однако я решил пожертвовать своей свободой. Лет десять кольцо мирно покоилось в маленькой коробочке. Отошли в мир иной старцы, новое поколение служителей не придавало уже значение подобным мелочам, и кольцо водворилось на свое законное место на безымянном пальце. Я же доволен, что старцы ушли в  небеса с радостным  сознанием, что церковь не свернула с узкого пути. Для меня их спокойствие было важнее, чем  «принцип личной свободы».

Есть вещи, в которых нельзя на йоту отступать, и  быть твердым, как гранит – это вероучительные основы. В остальном же лучше пожертвовать своей свободой ради блага немощных. Не этим ли, кстати, был примечателен  подвиг воплощения Иисуса Христа? « Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил.2:4-11).

5Лучше простить, чем негодовать

В коринфской церкви был человек, который понимал христианскую свободу как неограниченную возможность угождать самым изощренным плотским желаниям. Он женился на мачехе. Видимо его отец, овдовев, женился еще раз на молодой женщине. После смерти отца сын решил жениться на мачехе, не видя в этом ничего предосудительного – его свобода ему это позволяла. Ему были  нипочем презрительные усмешки язычников, которые подобные вещи не практиковали. Его не волновало осуждение его поступка некоторыми верующими. Он успокаивал себя тем, что ему дана свобода, и эту свободу одобрила значительная часть церкви. Апостол Павел потребовал от нее немедленно наказать виновного преданием сатане во измождение плоти. Церковь покаялась в своем попустительстве греху, и наказала виновного… После этого, кажется, можно забыть о грешнике.  Однако Павел помнил о нем, и, узнав об его сокрушении и глубокой  печали, просит церковь:

«…так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью» (2Кор.2:7).

Лучше простить, чем негодовать… Согласны ли мы с этим? В нашем  сознании часто звучит иной мотив: «лучше наказать, чем прощать». Мы не видим в прощении уникальной возможности самым действенным образом подражать Христу.  Мы предпочитаем быть прокурорами, а не адвокатами.   Мы не умеем прощать так, как Христос на Голгофе простил распинателей, и как Стефан просил Бога не вменить греха своим убийцам.

Нам кажется неправильным простить человека без его просьбы: «Он так и не научится поступать правильно!». Мы забываем, что мы были прощены Христом, прежде чем догадались попросить у Него прощения.

Одна женщина спросила меня: «Должна ли я кормить моего мужа-пьяницу, который не приносит денег на жизнь?» Я ответил: «Нет, не должны! Библия говорит: кто не работает, тот да не ест. Но вы имеете шанс побыть на месте Бога, Который незаслуженно кормит и обогревает неблагодарных и злых».

6Лучше остаться одиноким, чем связать свою судьбу с грешником!

Пожалуй, спорить с апостолом Павлом никто не осмелится. Однако немногие от всего сердца согласятся с его радикальным заявлением:

«…выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (1Кор.7:38)

Люди просто помешаны на поисках брачных партнеров. И мирская пропаганда весьма преуспела в навязывании людям полезности плотских утех и затуманила мозги мифом о вреде воздержания. Секс-индустрия зарабатывает на эксплуатации похоти миллиардные барыши, и число зависимых от порнографии перевалило за сотни миллионов.

На тех, кто не выходит своевременно замуж или не женится, смотрят с таким сожалением, будто перед ними больные онкологией.   Под давлением общественного мнения и собственных неверных представлений юноши  и девушки  сильно унывают, поскольку при самом отчаянном желании, при самых пылких молениях о друге жизни, он не так и не появляется на горизонте. Такая ситуация порождает мрачное настроение, ропот на Бога, отвращение к себе:  «Я – уродина, и зачем только живу на свете? Никто не обращает на меня внимания!»

Для Павла и христиан первых веков было характерно трезвое, а не романтическое отношение к браку. Они стремились понять волю Бога в отношении себя в этом вопросе.  Они считали свои тела храмами Святого Духа и не могли отдавать их первому  встречному. Один из ранних отцов церкви писал, что он знает множество старцев и стариц,  которые  от юности посвятили себя   безбрачию и сохранили его до конца дней. Блаженный Иероним утешал богатых дам, которые тревожились о решении дочерей  посвятить себя безбрачию: «Разве это не честь вашим дочерям быть невестами Христа, а вам тещами Господа Бога?».

Будущий богослов христианской церкви Августин в  тридцатилетнем возрасте познавший Христа, отказался не только от сожительства с женщиной, от которой прижил сына, но от брака вообще.

Подобное отношение к браку и безбрачию было возможно при одном условии: люди вкусили, как благ Господь, как чудесно общение с Ним, и эта радость устраняла необходимость любой ценой создать семью.

Одна чрезвычайно преданная Богу христианка, мать десяти детей, говорила мне: «Когда мой Миша посватал меня, я возмутилась – как  я могу кого-то еще любить, кроме Бога? Как я могу еще кому-то принадлежать, кроме как Христу?» Ей нужно было Божье повеление, чтобы сменить блаженство безбрачия на блаженство материнства. Бог обильно благословил их семью, подарив российскому евангельскому движению прекрасных пастырей и проповедников.

Христиане первых веков были преисполнены любовью Христа, которая помогала им не чувствовать бремени одинокого существования. Да и одиноким оно фактически не было! Юноши и девушки, посвятившие свою жизнь на безбрачие и на служение Христу, считались славой церкви. Они совершали огромную работу в ней, заботясь о сиротах, больных, одиноких. Они несли слово Божие в другие страны и часто становились мучениками. Женатые не были рабами юбок и постелей, они без комментариев понимали Павла, когда он писал: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие» (1Кор.7:29,30).

Где самое лучшее?

Наша история наполнена примерами самопожертвования, когда в годы репрессий тысячи братьев и сестер страдали в лагерях от непосильного труда, голода, холода, болезней и разлуки с родными и близкими. Если бы они ценили свободу, здоровье и семейные отношения выше Христа, они не смогли бы сохранить Ему верность в таких испытаниях.

Все печали об одиночестве порождены неверием, что Божий путь самый лучший.

Вездесущая статистика сообщала, что  в Германии проживают 39,9 миллиона мужчин. При этом 10,6 миллиона живут вместе вместе с родителями и не женаты. Из оставшихся 29,3 миллионов женаты две трети (63 процента). Еще 9 процентов не женаты, но имеют постоянного партнера. 27 процентов живут одни (но не с родителями), наконец, 1 процент приходится на одиноких отцов.

Таким образом, проблема одиночества чрезвычайно остра. Только вот относиться к ней верующие должны совершенно иначе, чем неверующие. Они должны принимать безбрачие как благо, как дар от Бога, и помнить, что Сам Спаситель был безбрачным и, однако, прожил плодотворную земную жизнь.

Дорогой брат и сестра! Давайте искать лучшего, а не хорошего. Лучшего не по мирским стандартам, а по Божьим. Да исполниться молитва  апостола Павла и о нас, как исполнилась о филиппийцах! Павел просил: «…молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов» (Фил.1:9,10).

Ищите лучшего!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *